Проблема счастья: почему Кант считал, что вы никогда не будете счастливы

Проблема счастья: почему Кант считал, что вы никогда не будете счастливы

По словам философа Иммануила Канта, лучше стремиться к нравственным поступкам, чем к эфемерному состоянию счастья.

Для многих людей счастье представляет собой идеализированное состояние, в котором нет ничего плохого и есть все, чего мы могли бы желать. Философ Иммануил Кант считал, что мир никогда не удовлетворит этому условию: все в жизни определено и конечно, поэтому мы никогда не сможем соответствовать бесконечным критериям, которые мы устанавливаем для счастья. Кант считал, что мы должны сосредоточиться на том, чтобы быть нравственными, потому что это то, чего мы можем достичь в этой жизни. Тогда мы можем надеяться получить счастье после смерти.

Что для вас значит счастье? Означает ли это богатство, власть, интеллект или приятную внешность? Означает ли это, что вокруг вас сотни друзей и вся ваша любящая семья? Если это так, то есть проблема.

В конце концов, каким бы богатым вы ни были, вы могли бы стать еще богаче. Как бы много вы ни узнали, всегда есть что-то еще, что нужно знать. И какой бы красивой вы себя ни считали, кто-то там не сочтет вас привлекательной. Итак, если бы вы всегда могли быть счастливее, смогли бы вы когда-нибудь быть полностью счастливы?

Именно эти вопросы и наблюдения побудили философа Иммануила Канта выступить против идеи счастья как цели, к которой стоит стремиться.

Никогда не бывает совсем полным

Проблема со счастьем, утверждал Кант, заключается в том, что “счастье - это настолько неопределенное понятие, что, хотя каждый человек желает его достичь, он никогда не может сказать [...], чего он действительно желает”. Это происходит потому, что все элементы, которые, по нашему мнению, составляют счастье, являются эмпирическими и решительно детерминированными. Все, что, по нашему мнению, делает нас счастливыми — деньги, здоровье, любовь, — ограничено и всегда могло бы быть немного лучше. По словам Канта, мы никогда не можем надеяться “достичь совокупности ряда следствий, которые на самом деле бесконечны”.

Например, если мы стремимся к здоровью, какой стресс мы испытаем, пытаясь сохранить или улучшить его? Если мы хотим быть богатыми, какие “беспокойства, зависть и притеснения” мы навлечем на себя, постоянно стремясь к большему богатству? Никогда не наступает момент, когда мы можем сказать, что соответствуем критериям “богатых”. Мы никогда не сможем достичь “здоровья” или “мудрости” — всегда есть еще один холм, на который нужно подняться.

Тем не менее, концепция “счастья” не допускает разбитых частей. Идея счастья - это “абсолютное целое, максимум благополучия в моем настоящем и любом будущем состоянии”. Быть счастливым в абстрактном смысле не допускает неудовлетворенности или страданий. Но это именно то, из чего состоит эмпирический мир. Таким образом, мы не можем построить крепость счастья на песчаной земле мимолетности. (Кант при этом перевернулся бы в могиле.)

Не волнуйся, будь счастлив.

Кант считал, что стремиться к счастью - ошибка. Скорее, мы должны относиться ко всему, что, по нашему мнению, ведет к счастью, как к “советам” — не обязательно как к тому, к чему нужно стремиться. Мы были бы неправы, принимая важные жизненные решения, потому что думаем, что они обеспечат счастье. В конце концов, счастье - это всего лишь “идеал воображения”, сказал Кант. Это не значит, что деньги, любовь и здоровье не доставляют удовольствия или что они не могут сделать нас счастливыми в определенной степени. Но для Канта эти вещи будут только “способствовать благосостоянию в среднем”.

Вместо того, чтобы сделать “быть счастливым” необходимым императивом (то есть чем-то, что мы должны делать в жизни), Кант считал, что нам было бы лучше вести жизнь, полную добрых дел и морали. Это потому, что, по Канту, у правильного и неправильного есть определенные ответы, и легко узнать, когда вы завершили моральное действие — вы либо совершаете моральный поступок, либо нет.

По крайней мере, часть нападок Канта на “счастье”, вероятно, была направлена на этические системы, зародившиеся в Британии, а именно утилитаризм, который утверждал, что правильное и неправильное определяются удовольствием (или счастьем), которое они производят. Здесь, однако, Кант утверждал, что счастье никогда не может быть достигнуто.

Где лежит счастье

Несмотря на свою репутацию в истории (он часто был навязчивым и придирчивым), Кант не был каким-то подлым пуританским скрягой. Он часто устраивал званые обеды, был верен и внимателен к своим друзьям и оставил своему слуге в завещании необычайно большую пачку наличных. Кант не считал счастье какой-то тривиальной и ненужной безделушкой.

Хотя он считал, что мирское счастье, основанное на преходящих материальных вещах, невозможно достичь, он действительно думал, что после смерти может быть какое-то метафизическое — или божественное — счастье. Фактически, он утверждал, что эта вера была предпосылкой для того, чтобы быть нравственным вообще. Его «моральный аргумент» в пользу Бога утверждает, что если бы не было какой-то будущей надежды на счастье, пропорционально нашим добрым поступкам, то не было бы рационального ответа на вопрос: «Зачем быть нравственным?»

В том, что написал Кант, есть много правды. Счастье всегда существует в сознании как некая абстрактная цель — идеал, к которому мы должны постоянно стремиться. И все же оно особенно отсутствует, когда мы охотимся за ним или жаждем его. Счастье часто оценивается только задним числом — и обычно это нечто совершенно отличное от той концепции счастья, которая существовала в нашем воображении.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев